Конституция Польши (Республики Польши) от 2 апреля 1997 г.
Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 г. Вводная статья Польша -
одна из крупнейших стран Восточной Европы. Площадь сухопутной части ее
территории составляет 312,7 тыс. кв.км, а население - 38,79 млн. человек
(по данным 1996 г.). В этническом отношении население страны достаточно
однородно: доля меньшинств не достигает 2%. Официальный язык -
польский. Столица - г. Варшава. В истории мирового
конституционализма Польше принадлежит особое место: в мае 1791 г. она
получила первую в Европе конституцию, именовавшуюся Правительственным
законом, или уставом (имелось в виду правительство в широком значении -
как вся система высшей власти в государстве). Строго говоря, это была
Конституция общего польско-литовского государства, существовавшего со
времени Люблинской унии 1569 г. К этому времени относится и определение
формы государства как Речи Посполитой (Rzeczpospolita). В современных
условиях этот термин, употребляемый в названиях польского государства,
переводится у нас как "республика". Следует отметить, что первая Речь
Посполита, хотя и обладала рядом признаков республиканского государства,
была вместе с тем своеобразной, выборной монархией. Поэтому указанный
перевод по крайней мере неточен, однако точного русского аналога не
существует. Термин "Rzeczpospolita" в польской литературе применяется
также для обозначения древнеримской республики, однако в польских
названиях современных зарубежных республик употребляется термин
"Republika". Когда же в русских текстах упоминаются Первая, Вторая и
Третья республики в Польше, имеется в виду термин, переводившийся ранее
как Речь Посполита. При этом надо оговориться, что первая
польская Конституция не вполне отвечала этому понятию, ибо не признавала
равноправия граждан и сохраняла ряд привилегий дворян-землевладельцев, а
также давала преимущества католикам по сравнению с другими конфессиями,
хотя и использовала понятия "граждане" и "народ". Принцип разделения
властей был декларирован, но преобладание в системе высших органов
власти получил двухпалатный Сейм. Титул короля стал наследственным,
однако, считаясь главой государства и исполнительной власти, последний
был связан системой контрасигнатуры и парламентским контролем. Впрочем,
уже через год после принятия Майской конституции часть феодалов,
опиравшаяся на Россию, начала мятеж и созвала в Гродно в июне 1793 г.
новый Сейм, который 23 ноября того же года принял новую Конституцию.
Гродненская Конституция вновь поставила во главе государства Постоянный
совет Сейма и вернула феодалам те привилегии, которые были отняты у них
Майской конституцией. К сожалению, в 1795 г. состоялся третий раздел
Польши между Пруссией, Австрией и Россией, и независимое Польское
государство на без малого столетие с четвертью перестало существовать.
Поражение Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне и
революция в России создали возможность для восстановления польской
национальной государственности. Ее возрождение состоялось в
октябре-ноябре 1918 г., а 20 февраля 1919 г. Учредительный сейм принял
так называемую Малую конституцию, урегулировавшую систему высших органов
власти на период до утверждения Конституции, которая была принята 17
марта 1921 г. Это была демократическая конституция,
предусмотревшая наряду с обычными для того времени политическими и
гражданскими правами и свободами также ряд социальных прав. В качестве
формы правления была избрана парламентарная республика. Парламент
(Национальное собрание) образовывали Сейм и Сенат, причем последний
представлял собой слабую верхнюю палату. Президент избирался
Национальным собранием и действовал по указаниям Совета министров,
председателя которого Президент назначал из представителей большинства
Сейма. Министры назначались Президентом по предложению председателя
Совета министров. Правительство несло политическую ответственность перед
Сеймом. За нарушение Конституции и законов Президент и члены Совета
министров могли быть привлечены к конституционной ответственности перед
Государственным трибуналом. Законность финансово-административной
деятельности проверялась Верховной палатой контроля. В 1926 г.
после государственного переворота в Мартовскую конституцию были внесены
изменения. Усилились полномочия исполнительной власти, прежде всего
Президента, который получил право распускать парламент по предложению
Совета министров, издавать в неотложных случаях указы, имеющие силу
закона, и вводить в силу правительственный проект бюджета, если он не
принят, но и не отвергнут палатами парламента. На практике реальная
власть сосредоточилась в руках правительства. Продолжение этой
линии нашло свое выражение в принятии парламентом 23 апреля 1935 г.
новой Конституции, оформившей авторитарный политический режим, который к
этому времени сложился в стране. Были ограничены политические права
граждан, а основные государственно-властные полномочия сосредоточены в
руках Президента. Роль парламента была сужена, причем в его системе
усилилось положение Сената, формируемого на цензовой основе. 1
сентября 1939 г. гитлеровская Германия напала на Польшу, начав тем
самым Вторую мировую войну, и оккупировала большую часть польских
земель. Восточные земли тогдашней Польши, населенные преимущественно
украинцами и белорусами и отошедшие к Польше после польско-советской
войны 1920 г., по тайной договоренности Советского Союза с Германией
были заняты советскими войсками и присоединены к Советской Украине и
Советской Белоруссии (Виленская область была передана Литве). Во Франции
сформировалось польское правительство в изгнании, которое после
поражения Франции летом 1940 г. переехало в Великобританию. На
территории Польши были созданы подпольные органы эмигрантского
правительства, руководившие сопротивлением оккупантам. Эмигрантскому
правительству подчинялась созданная в подполье в 1942 г. Армия крайова
(Армия страны), а кроме того, в составе войск западных участников
антигитлеровской коалиции на различных фронтах сражались польские части.
Однако силы сопротивления были в политическом отношении
неоднородны, что стало заметно после нападения Германии на СССР в июне
1941 г. и особенно после разрыва в 1943 г. отношений эмигрантского
правительства с Советским Союзом. Советское руководство стало
поддерживать ту часть сил сопротивления, которая ориентировалась на
создание в будущем прокоммунистического режима в стране. Эти силы
создали в подполье Армию людову (Народную армию). На советско-германском
фронте действовали две польские армии, сражавшиеся вместе с Советской
Армией и в ходе освобождения страны объединившиеся в единое Войско
польское. Последнее подчинялось образованному в 1944 г. Польскому
комитету национального освобождения, который на освобожденной от
оккупантов территории осуществлял правительственные функции и в конце
1944 г. был преобразован во Временное правительство. На основе решений
Ялтинской конференции СССР, США и Великобритании (февраль 1945 г.) было
образовано Временное правительство национального единства, в состав
которого вошли некоторые деятели эмигрантского правительства.
Правительство национального единства получило международное признание.
Впрочем, "пришельцы" из Лондона были вскоре из него удалены, и Польша
начала под советским давлением движение к социализму.
Первоначально признавалось, что в стране восстанавливается
действие Мартовской конституции 1921 г., за некоторыми исключениями
(например, на основании проведенного референдума был упразднен Сенат). В
феврале 1947 г. были приняты Декларация прав и свобод и вторая так
называемая Малая конституция - Конституционный закон о структуре и
компетенции высших органов Польской Республики. Законодательная власть
по этому закону принадлежала однопалатному Законодательному сейму. Он
образовывал из своего состава постоянно действующий орган -
Государственный совет (Rada Paсstwa - буквально: Совет государства),
председатель которого являлся Президентом Республики. Правительство
формировалось на основе парламентского большинства, а его финансовая
деятельность контролировалась Верховной палатой контроля, которая также
образовывалась Законодательным сеймом. Ряд положений Конституции 1921 г.
сохранял при этом свое действие. В 1950 г. была устранена прежняя
система местного управления и самоуправления и заменена по советскому
примеру системой "местных органов единой государственной власти" -
формально выборных национальных советов, почти все полномочия которых
осуществлялись их постоянно действующими президиумами. В эти
первые послевоенные годы в стране была ликвидирована политическая
оппозиция. Безраздельно правящей партией стала партия коммунистов -
Польская объединенная рабочая партия (ПОРП), под руководством которой
действовали две "подручные" партии - Объединенная крестьянская партия
(ОКП) и Демократическая партия (ДП). Надо, правда, отметить, что
коммунистический режим в Польше, хотя и имел многие признаки
тоталитаризма, все же был менее жестким, чем в Советском Союзе, ГДР и
большинстве других социалистических стран. Польским коммунистам не
удалось коллективизировать сельское хозяйство, ликвидировать частный
сектор в торговле и мелкой промышленности, подмять католическую церковь,
под влиянием которой находилось более 80% населения. Свое
политическое господство ПОРП оформила юридически, организовав принятие
Законодательным сеймом 22 июля 1952 г. новой Конституции Польского
государства, получившего название Польская Народная Республика (ПНР).
Эта Конституция была сделана по образцу сталинской Конституции СССР 1936
г. и подобно ей представляла собой псевдоконституцию. Она
закрепила огосударствление основной части общественного богатства,
установила, что власть в Республике принадлежит "трудящимся города и
деревни", определила в качестве одной из задач государства ограничение,
вытеснение и ликвидацию общественных классов, "живущих эксплуатацией
рабочих и крестьян", охарактеризовала законы ПНР как выражение воли и
интересов трудящихся, хотя обязанность соблюдать их была возложена на
каждого гражданина. Законодательный сейм был переименован в
Сейм, который определялся как верховный орган государственной власти и
как "верховный выразитель воли трудящихся города и деревни" должен был
осуществлять суверенные права нации. Поскольку Сейм собирался на сессии
редко и сессии были кратковременны, большинство его полномочий
осуществлялось Государственным советом, который избирался Сеймом из
своего состава. Институт Президента был ликвидирован, а полномочия главы
государства возложены на Государственный совет. Правительство
назначалось и отзывалось Сеймом, а в период между его сессиями, которые
на практике, как и в СССР, занимали несколько дней в году, члены
Правительства назначались и отзывались по представлению его Председателя
Государственным советом. Правительство было формально ответственно
перед Сеймом, а в межсессионные периоды - перед Государственным советом.
Вся эта модель, как и в других социалистических государствах, была
формальной: реальная власть в стране принадлежала узкой олигархии,
именовавшейся политбюро центрального комитета ПОРП во главе с первым
секретарем, который на практике "избирался" в состав Государственного
совета. В политбюро же обычно избирались первые руководители
Государственного совета, Правительства, наиболее значимых министерств, а
также наиболее влиятельные партийные чиновники. Верховная палата
контроля и Государственный трибунал Конституцией 1952 г. не
предусматривались, а местные органы власти, суд и прокуратура были
построены в основном по советскому образцу. Как и в сталинской
Конституции, раздел об основных правах и обязанностях граждан помещался
после разделов, определявших организацию власти, и начинался с
провозглашения экономических, социальных и культурных прав - права на
труд, понимаемого как право на получение работы с оплатой по количеству и
качеству труда, права на отдых, права на охрану здоровья и на помощь в
случае болезни или потери трудоспособности. Примечательно, что отношения
собственности регулировались не в данном разделе Конституции, а во
втором ее разделе, посвященном общественно-экономическому строю, где
гарантировалась охрана индивидуальной собственности крестьян,
ремесленников и кустарей и личной собственности граждан (ст. 12, 13). О
частной собственности, таким образом, речи не было, ибо она считалась
основой эксплуатации человека человеком. В отношении
политических прав, записанных в Конституции в традиционном наборе,
обращает на себя внимание, что гражданам право на объединение в
организации обеспечивалось государством в целях развития политической,
социальной, хозяйственной и культурной активности только "трудящихся
города и деревни", а все политические и иные объединения граждан должны
были быть только общественными организациями трудящихся (ст. 72). Из
личных прав провозглашались только неприкосновенность личности и жилища и
тайна переписки. Типичным для всех социалистических
конституций, включая Конституцию ПНР, было возложение на граждан таких
обязанностей, как обязанности соблюдать социалистическую дисциплину
труда, беречь и укреплять общественную собственность, проявлять
бдительность по отношению к врагам нации, строго сохранять
государственную тайну. В течение последующих десятилетий режим
пережил ряд политических кризисов, из которых ПОРП выходила, сменяя
своих лидеров, и каждый новый лидер, стремясь приобрести популярность,
осуществлял косметическую демократизацию Конституции. Так, после кризиса
1956 г. была восстановлена Верховная палата контроля как орган,
подчиненный Сейму и поднадзорный Государственному совету, после кризиса
1970 г. была проведена реформа политико-территориального устройства, в
частности исполнительная власть на местах вновь перешла к назначаемым
сверху единоличным администраторам - воеводам, президентам, начальникам,
т.е. вроде бы произошло разделение между местным самоуправлением и
местным управлением. В 1976 г. была принята новая редакция
Конституции ПНР, которая характеризовалась словесной демократизацией,
особенно формулировок прав и свобод, но в то же время открытым усилением
авторитарных, даже тоталитарных, черт в характеристике политического
строя и организации власти, что, впрочем, делало Конституцию более
реальной. ПНР стала характеризоваться как социалистическое государство, а
ПОРП - как ведущая политическая сила общества в строительстве
социализма. Среди новелл в социально-экономической сфере следует особо
отметить характеристику социалистической системы хозяйства, опирающейся
на обобществленные средства производства и социалистические
производственные отношения, в качестве основы социально-экономического
строя, а также право коллективов государственных предприятий на участие в
управлении ими. Примечательно, что Верховная палата контроля перешла в
подчинение Совету министров, деятельность которого должна была ранее
контролировать. Начало 80-х гг. ознаменовалось самым серьезным
политическим кризисом: возникло независимое от властей профсоюзное, а
фактически политическое, объединение "Солидарность", с которым
Правительству пришлось вести переговоры. Против "власти трудящихся"
выступили на этот раз уже не тысячи, не десятки и сотни тысяч, а
миллионы именно трудящихся. И даже объявление в 1981 г. чрезвычайного
положения не могло уже вернуть ПОРП прежнее монопольное политическое
господство. Попытки нового руководства ПОРП осуществить так называемое
социалистическое обновление в конституционной области выразились в том,
что Верховная палата контроля в 1980 г. была выведена из подчинения
Правительству, а в 1982 г. были учреждены два органа конституционного
контроля - Конституционный трибунал и Государственный трибунал (в задачу
последнего вошло рассмотрение дел о должностных преступлениях высших
должностных лиц государства). Правда, по вопросу о конституционности
законов последнее слово оставалось не за Конституционным трибуналом, а
за Сеймом. В 1983 г. наряду с некоторыми новыми идеологемами в
Конституцию были включены гарантии устойчивости индивидуальных
крестьянских хозяйств, учрежден институт исключительного положения и
проведено его отграничение от института военного положения. В 1987 г. в
Конституцию внесены положения о референдуме, а в 1988 г. - о
собственности территориального самоуправления. Обычными законами в этот
период были учреждены такие институты, как Высший административный суд и
Уполномоченный по гражданским правам (Rzecznik - точнее "защитник",
"глашатай"). Конституционные реформы, осуществленные в апреле и
декабре 1989 г., означали конец социалистического эксперимента в
Польше. На проведенном в начале этого года "круглом столе" политических
сил ПОРП оказалась вынужденной отказаться от монополии на власть. Она
рассчитывала сохранить свою власть фактически, опираясь на помощь
партий-союзников, однако те переметнулись на сторону "Солидарности", и
согласованная на "круглом столе" апрельская конституционная реформа на
деле позволила отбросить ПОРП на обочину политического процесса.
Апрельская реформа восстановила вторую законодательную палату -
Сенат и заменила Государственный совет институтом единоличного
Президента Республики, который должен был избираться на шесть лет обеими
палатами Национального собрания. Были усилены контрольные полномочия
Сейма в отношении Правительства, урегулированы взаимоотношения палат,
прежде всего в законодательном процессе, где Сенат получил право
отлагательного вето. Такое же право было дано и Президенту. Компетенция
Президента была определена довольно широко, однако его существенные акты
требовали контрасигнатуры председателя Совета министров, который тем
самым принимал на себя ответственность за них. И хотя Президентом был в
июле избран лидер ПОРП, в Парламенте и в Правительстве главную роль
теперь играли антикоммунистические силы. Апрельская реформа включила в
Конституцию основные принципы статуса Уполномоченного по гражданским
правам. Была установлена несменяемость судей, которые стали назначаться
Президентом по представлению Всепольского судебного совета. Первый
председатель Верховного суда (так именуется руководитель этого органа)
стал назначаться и отзываться Сеймом из числа судей этого суда.
31 декабря 1989 г. была принята новая редакция Конституции. Из
названия государства было убрано слово "Народная", исключена
идеологизированная преамбула, объединены первые два раздела о
политическом и социально-экономическом строе, имевшие 19 статей, в один,
состоявший из восьми статей. Из Конституции были выброшены всякие
упоминания о социализме и почти вся связанная с этим терминология.
Республика стала определяться как демократическое правовое государство,
осуществляющее принципы социальной справедливости. Указывалось, что
власть принадлежит нации, которая осуществляет ее через своих
представителей в Сейме, Сенате и национальных советах, а также путем
референдума, а политические партии объединяют граждан на принципах
добровольности и равенства в целях влияния демократическими методами на
формирование государственной политики. Гарантировались собственность, ее
наследование и свобода хозяйственной деятельности. Прокуратура была
подчинена министру юстиции, который стал осуществлять функции
Генерального прокурора. Следующая существенная конституционная
реформа состоялась в марте 1990 г. Были исключены полномочия Президента
в отношении национальных советов и был полностью изменен текст раздела о
местной власти, который урегулировал основы территориального
самоуправления, определенного как основная форма публичной жизни в
общине (гмине). Это означало ликвидацию выборной власти на уровне
воеводства. Общинные представительные органы стали называться просто
советами. В сентябре 1990 г. подвергся изменению
конституционный статус Президента Республики: основная новелла
заключалась в установлении прямых выборов Президента, срок полномочий
которого был уменьшен до пяти лет. В декабре первым всенародно избранным
Президентом стал лидер "Солидарности" Л.Валенса, который принял символы
власти из рук Р.Качоровского - эмигрантского Президента довоенной
республики, подчеркнув тем самым нелегитимность власти, существовавшей в
Польше с 1944 г. Стремление принять новую Конституцию
Польского государства проявилось сразу же, и в 1989 г. уже была
образована Конституционная комиссия с тем, чтобы можно было принять
новую Конституцию к 200-летию первой Конституции*(1), однако острая
борьба политических сил затянула этот процесс на восемь лет, вследствие
чего Польша приняла новую Конституцию предпоследней из
постсоциалистических стран: сегодня лишь Венгрия сохраняет Конституцию,
формально датируемую еще 1949 г. 23 апреля 1992 г. был принят
Конституционный закон о порядке подготовки и принятия Конституции
Республики Польша*(2), который, однако, не затронул существовавшего
порядка внесения изменений в действовавшую Конституцию. В качестве
промежуточного решения 17 октября 1992 г. была принята третья в истории
Польши Малая конституция - Конституционный закон о взаимных отношениях
между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а
также о территориальном самоуправлении, в который в 1995 г. были внесены
некоторые изменения, затруднившие, в частности, возможность роспуска
Сейма. Малая Конституция наряду с урегулированием отношений, указанных в
ее названии, установила, что Конституция 1952 г. теряет силу, за
исключением ряда положений - об основах политического и экономического
строя, о Конституционном и Государственном трибуналах, Верховной палате
контроля, Уполномоченном по гражданским правам, Всепольском совете по
радиовещанию и телевидению (положения об этом органе были внесены в
Конституцию за два дня до принятия Малой конституции), о суде и
прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, о принципах
выборов в Сейм, Сенат и выборов Президента, о государственных символах и
столице и о порядке изменения Конституции. Составы
Конституционной комиссии, формировавшиеся Национальным собранием после
каждых выборов, в 1993 и 1994 гг. получали по семь конституционных
проектов, подготовленных различными политическими силами. Новая
Конституция была принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г. (451
голос "за" и 40 голосов "против"), а 25 мая утверждена референдумом
(56,8% голосов против 43,2% при всего 38,9% участия избирателей),
результаты которого Верховный суд 15 июля признал действительными. На
следующий день Конституция была подписана Президентом и вступила в силу
17 октября того же года. На содержание Конституции наложило свой
отпечаток преобладание в парламенте левых сил, но в целом Конституция
выглядит как достаточно либеральный и, можно надеяться, эффективный
документ, хотя в этом отношении у ряда польских авторов существуют
большие сомнения. Структура Конституции при довольно
традиционном наборе норм и принципов отличается все же некоторыми
специфическими особенностями. Она открывается преамбулой, в которой, в
частности, отмечается, что Третья республика продолжает наилучшие
традиции Первой и Второй республик и памятует "о горьком опыте времен,
когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны".
Конституция в преамбуле определяется "как основные законы для
государства, опирающиеся на уважение свободы и справедливости,
взаимодействие властей, общественный диалог, а также на принцип
дополнительности, укрепляющий правомочия граждан и их сообществ".
Принцип дополнительности (субсидиарности), выведенный из христианского
социального учения, означает, что применительно к экономическим и
социальным проблемам общество имеет приоритет перед государством,
которое призвано оказывать помощь там, где местные сообщества не
способны решать проблемы самостоятельно*(3). Помимо преамбулы,
Конституция состоит из 243 статей, объединенных в 13 разделах.
В качестве интересной особенности структуры Конституции
хотелось бы отметить весьма оригинальный, хотя и небольшой (всего восемь
статей), разд. III "Источники права", который, как и предыдущий,
посвященный свободам, правам и обязанностям человека и гражданина (см.
об этом ниже), напоминает изложение в форме конституционных статей
учебника конституционного права. Надо признать, однако, что четкое
определение в данном разделе иерархии нормативных актов и процедур
введения их в действие должны способствовать упорядочению
нормотворчества различных органов власти и усилению режима законности.
Примечательно, что постановления Совета Министров и приказы его
председателя и министров обязывают только подчиненные им организационные
единицы и не могут служить основанием решений в отношении граждан,
юридических лиц и иных субъектов. В последнее время в развитии
мирового конституционализма заметна тенденция к относительно целостному
регулированию в конституциях общественных отношений, связанных с
публичными финансами, чему стали посвящаться специальные главы или
разделы конституций. Пошла по этому пути и новая Конституция Республики
Польша, в которую включен разд. Х "Публичные финансы", состоящий из 12
статей и, среди прочего, регулирующий основы статуса Польского
Национального Банка. Еще одна особенность структуры
Конституции - специальный разд. XI, устанавливающий три вида
чрезвычайного положения - военное положение, исключительное положение и
положение стихийного бедствия (последнее представляет собой
конституционную новеллу). Это также можно считать достижением польского
конституционного опыта, поскольку здесь объем возможных ограничений
демократических начал публичной жизни тесно увязан с принципиально
различающимися между собой фактическими ситуациями.
Положительную особенность Конституции можно усмотреть и в том,
что последний разд. XIII, содержащий переходные и заключительные
предписания, довольно подробен и позволяет обеспечить плавный переход от
предыдущего конституционного регулирования к новому, хотя некоторые
сроки и представляются излишне большими. Форму правления в
Польше по ныне действующей Конституции можно теоретически
охарактеризовать как смешанную, или полупрезидентскую, республику:
Правительство ответственно перед Сеймом и нуждается в его доверии, но
Президент избирается гражданами и имеет тем самым независимый от
парламента мандат. Однако объем полномочий Президента сокращен по
сравнению с Малой конституцией 1992 г., и практически законодательная и
исполнительная власть функционирует по парламентарному типу подобно
тому, как это имеет место, например, в Австрии или Ирландии.
Основные принципы территориального устройства Республики
содержатся в разд. I Конституции (ст. 15, 16), а подробнее оно
урегулировано ее разд. VII. Согласно Конституции, территориальное
устройство призвано обеспечить децентрализацию публичной власти. Жители
каждой единицы основного территориального деления - общины (гмины), а
также иной установленной законом единицы образуют в силу права
самоуправляющееся сообщество. Конституция гарантирует права единиц
территориального самоуправления. Что же касается высших единиц
территориального деления - воеводств, то для них Конституция
самоуправления не предусматривает. Сказано, что представителем Совета
Министров в воеводстве является воевода, порядок назначения и отзыва и
сфера деятельности которого определяются законом. В период разработки
Конституции вносились предложения о восстановлении уездов (повятов) в
качестве промежуточного звена между общиной и воеводством, которые
существовали до реформы территориального деления в первой половине
1970-х гг., однако решение этого вопроса было отнесено на усмотрение
законодателя. В июне-июле 1998 г. законами восстановлены уезды как
самоуправляющиеся сообщества и введено самоуправление в воеводствах.
Раздел I Конституции "Республика" довольно обширен (29 статей)
и содержит основные принципы организации государства и общества и их
взаимоотношений. Здесь следует прежде всего отметить характеристику
Республики Польша как общего блага всех граждан, как демократического
правового государства, осуществляющего принципы социальной
справедливости, как единого государства. Конституция определена как
верховное право Республики, и конституционные предписания, если в ней не
постановлено иного, подлежат непосредственному применению. Устройство
Республики основано на разделении и равновесии законодательной,
исполнительной и судебной властей. Определены задачи Вооруженных Сил, их
политическая нейтральность и гражданская подконтрольность. Установлены
официальный язык, символы государства и его столица.
Провозглашена свобода создания и деятельности институтов
гражданского общества - политических партий, иных добровольных
объединений и фондов, средств массовой информации. Допускается
профессиональное и иное самоуправление, которое не может нарушать
свободу осуществления профессий и ограничивать свободу хозяйственного
предпринимательства. Республика охраняет брак, семью, материнство и
родительство, причем брак характеризуется в Конституции как союз именно
женщины и мужчины. В Конституции принципиально урегулированы отношения
между государством и церквами или иными вероисповедными союзами на
основе равноправия и автономии последних, взаимной независимости и
взаимодействия на благо человека и на общее благо. В качестве
основы экономического устройства Республики Конституция определяет
социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной
деятельности, частную собственность, а также солидарность, диалог и
сотрудничество социальных партнеров. В основе аграрного устройства лежит
семейное хозяйство. Труд охраняется государством. Еще более
обширен разд. II Конституции (57 статей), регулирующий свободы, права и
обязанности человека и гражданина. Он включает шесть подразделов: общие
принципы, личные свободы и права, политические свободы и права,
экономические, социальные и культурные свободы и права, средства охраны
свобод и прав, обязанности. Правда, следует отметить, что в ряде статей
этого раздела, особенно в подразделе об экономических, социальных и
культурных свободах и правах, подчас фиксируются не субъективные права,
подлежащие судебной защите, а задачи публичных властей в данной сфере,
которые обязательны, но не могут служить основанием для каких-либо
конкретных юридических претензий отдельных лиц. В этом разделе
хотелось бы отметить прежде всего положение ч. 2 ст. 31, согласно
которому никого нельзя принуждать делать то, к чему право его не
обязывает. Обратить особое внимание стоит и на формулировку ст. 38:
"Республика Польша обеспечивает каждому человеку правовую охрану жизни".
Католическая церковь в период разработки Конституции добивалась
конституционного запрещения абортов, и, хотя ей это не удалось,
приведенная формулировка при широком истолковании понятия "человек" все
же может послужить основанием для осуществления такого запрета
законодательным путем. Разделы IV-VI, VIII и IX Конституции
регулируют систему государственных органов Республики.
Состоящий из 31 статьи раздел об органах законодательной
власти именуется "Сейм и Сенат". Конституция, таким образом, сохранила
традицию отказа от общего обозначения парламента, по-прежнему
предусматривая, что обе палаты в установленных случаях действуют как
Национальное собрание. Этот раздел включает следующие подразделы: выборы
и срок полномочий, депутаты и сенаторы, организация и деятельность,
референдум. Последний институт, строго говоря, является институтом не
представительной, а непосредственной демократии, однако помещение его в
данном разделе уместно, поскольку решение о проведении референдума
принимается либо Сеймом, либо Президентом с согласия Сената. Петиционный
референдум Конституцией не предусмотрен в отличие от народной
законодательной инициативы. Сенат - по-прежнему слабая верхняя палата,
хотя и избирается прямыми выборами. Согласно Конституции
(разд. V), Президент Республики Польша - верховный ее представитель и
гарант непрерывности государственной власти, а также верховный
главнокомандующий Вооруженными Силами. При нем действует в качестве
совещательного органа Совет Национальной Безопасности, а вспомогательным
органом является Канцелярия, формируемая самим Президентом. По вопросам
особой важности Президент может созвать Совет Кабинета, т.е. Совет
Министров, заседающий под председательством Президента, однако Совету
Кабинета компетенция Совета Министров не принадлежит.
Официальные акты Президента для своей действительности требуют
подписи Председателя Совета Министров, который тем самым принимает на
себя ответственность за них перед Сеймом. Не нуждаются в контрасигнатуре
такие акты, как назначение парламентских выборов, созыв первых
заседаний палат, роспуск Сейма, законодательная инициатива, назначение
общепольского референдума, подписание закона или отказ в нем,
опубликование закона или международного договора, послания к парламенту
или палатам, обращения в Конституционный Трибунал или Верховную Палату
Контроля, осуществление кадровых полномочий, решения по вопросам
помилования и гражданства, награждения, отказ от своей должности.
На Совет Министров Конституция (разд. VI) возлагает проведение
внутренней и внешней политики государства, предусматривая в этих
вопросах презумпцию его компетенции. Он руководит правительственной
администрацией, а его Председатель является начальником корпуса
гражданской службы. Президент назначает Председателя Совета
Министров и по его представлению остальных членов Правительства. Если
Президент не назначает членов Совета Министров или Сейм отказывает
Правительству в доверии, Сейм должен сам избрать Правительство, а если
этого не делает, то право назначения Правительства вновь переходит к
Президенту. Если же и новое Правительство не получит доверия, то
Президент распускает Сейм и назначает новые выборы (Конституция вместо
одиозно, видимо, звучащего слова "роспуск" употребляет выражение
"сокращение срока полномочий"). В Конституции использована германская
модель так называемого конструктивного вотума недоверия: Сейм может
выразить недоверие Правительству лишь путем избрания нового Председателя
Совета Министров. Суды и трибуналы характеризуются в разд.
VIII Конституции как власть, обособленная и независимая от других
властей. Этот раздел состоит из подразделов: суды, Конституционный
Трибунал, Государственный Трибунал. В первом из этих подразделов, наряду
с прочим, определены основы статуса таких органов, как Верховный Суд,
Высший Административный Суд (впервые поднят на конституционный уровень),
а также Всепольский Судебный Совет. Наконец, в разд. IX,
озаглавленном "Органы государственного контроля и охраны права",
урегулированы основы статуса Верховной Палаты Контроля, Уполномоченного
по Гражданским Правам и Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения,
которым посвящены соответствующие подразделы. Превращение статуса
последнего из указанных органов в конституционный институт -
примечательная особенность, которую новая польская Конституция
восприняла от предшествующей Конституции. Будущее покажет, кто
и в какой мере оказался прав в споре между сторонниками и критиками
Конституции Республики Польша 1997 г. В любом случае представляется
несомненным, что она вносит позитивный вклад в сокровищницу мирового
конституционализма.